Наконец дочитал очередной роман В.В. Головачева "Черный Человек". Жанр: научная фантастика, приключения.
Впечатление осталось двоякое. С одной стороны, я согласен с критиками и поклонниками писателя, считающими, что ЧЧ можно отнести к десятке лучших романов грандмастера, с другой...
Во-первых, роман масштабен и объемен. Слишком объемен в моем понимании. И дело даже не в том, что книга мелким шрифтом в 730 страниц весит, как кирпич, а в том, что меня по мере прочтения не покидало ощущение затянутости романа, его раздутости, с чем я у ВВГ сталкиваюсь впервые.
Во-вторых, введено слишком много персонажей - на определенном этапе начинаешь путаться в именах, должностях, образах; с трудом вспоминаешь кто кому двести страниц назад дал в ухо и за что. Герои, словно шахматы на доске, ходят с квадрата на квадрат, и порой кажется, что этим комбинациям конца не будет, и судьбоносная партия никогда не закончится. Хотя это уже следствие раздутости произведения. Некоторые сцены я бы вообще выкинул, ибо собой они ничего не несут, откровенно говоря.
Я уж не знаю, что подвигло ВВГ писать в масштабах Толстого, может, контракт, может, нужда, а может, писатель просто высказаться хотел. Но я начал подуставать от романа на шестой сотне страниц и дальше просто толкал себя, заставляя двигаться к финалу.
Но не все так плохо. В романе много космоса (астрофизики, космологии), много наук, много событий, что типично для автора. Читателю открывается множество иных миров и доменов Метавселенной, описанных богатым языком Головачева; пред нами предстает немало неожиданных форм жизни и разума. Часто поднимается вопрос морали, обсуждается система ценностей и проблемы социума. Кстати, в произведении упоминается мертвая зона Чернобыля с саркофагами, которая за 300 лет стала рассадником для асоциальных элементов. Ибо заброшено.
Персонажи представлены в типичном головачевском стиле и это скорее минус: если говорить о положительных героях романа, то все снова однотипны, схожи (оттого и путаешь их), все бесстрашны, благородны, обладают энциклопедическими знаниями, все полиглоты - говорят на хинди, японском, латыни, а уж про современные европейские языки и говорить нечего. Все по ходу дела цитируют философов и поэтов, при этом собеседник декламирующего всегда найдется чем ответить и не важно, что декламировал физик, а парирует хирург. Это я не к тому, что хирурги глупее, но к тому, что не могут все обладать одинаковой сферой интересов и идентичным IQ. Не все спецы есть полиглоты, философы и любители поэзии.
Двое главных персонажей - так это чистый мэрисьюизм. Они столкнулись с иным разумом и приобрели сверхвозможности - начали читать мысли и эмоции, "мониторить" окружающую среду, - да что там! - весь космос; научились раздваиваться, менять внешность, изменять гравитационную постоянную (а если нет, то я не знаю, каким еще образом можно в разы замедлить случайное падение со 111 этажа), без скафандра бегать по поверхности Меркурия (пусть даже теневой) и пси-ударом ломать здания и уничтожать людей. Раны у них затягиваются через часы, психика у них натаскана, как у спецназовцев. И вообще, они с Вершителями (полубоги, экспериментирующие со Вселенными) на короткой ноге.
Ну, это уже чересчур, господа. Оттого и скучно становится в определенный момент, потому что таким персонажам перестаешь сочувствовать, за них не переживаешь. И разве что высокие моральные ценности, благие начала и целеустремленность героя сохраняют положительное к нему отношение.
В целом роман хорошо тренирует мозг, заставляя вспомнить университетский курс, и преподносит современные открытия в науках, тем более, ВВГ не изменяет себе и излагает типичным физфаковским языком в духе "тензор плотности потока импульса сплошной среды". Не всегда, но часто.
Роман заканчивается, образно говоря, на многоточии, с намеком на новый сюжет, но пока, честно говоря, не возникло желания бросаться на поиски тома с продолжением. То ли у меня вкус изменился, то ли ВВГ потерял баланс, награждая героев романа изрядной долей сверхспособностей со здоровым духом мэрисьюизма, вызывая лично у меня скептицизм и ухмылку умиления. При всем уважении, мастер, но простите. Вспомните классику: и простой человек способен на великие дела, оттого он и интереснее.