Несколько месяцев назад мне довелось увидеть на экране фильм "Сердца трех" (1992 г.), спродюсированный С. Жигуновым, который также сыграл одну из главных ролей в этом мини-сериале (хотя по мне, так справедливее будет назвать эту ленту многосерийным фильмом). Также в фильме снимались Алёна Хмельницкая, Владимир Шевельков, Игорь Кваша, Пирет Мянгел, Дмитрий Харатьян и др.





Фильм, как я позже узнал, снят по одноименному роману Джека Лондона (кстати, автор в предисловии рассказывает, что изначально в Голливуде был написан сценарий, а потом уже ему поступил заказ на роман на основе существующей сюжетной линии).
Надо признаться, фильм своим искрометным юмором и изобилием приключений произвел на меня столь сильное впечатление (как в свое время очаровал романтизмом сериал BBC "Гордость и предубеждение"), что я решил взяться за оригинал и, почесав маковку, вдруг вспомнил, что видел Дж. Лондона на полках отцовской литературы, просто никогда не интересовался им. В итоге мной было обнаружено полное собрание сочинений сего автора, правда, из 14-и томов двум сделали ноги, возможно, они были утеряны во время переезда, по крайней мере, найти мне их так и не удалось. К счастью, роман был мной обнаружен в 14-ом томе (естественно, я, как осел, начал искать с первого).
Наконец, вчера я открыл немного пожелтевшую от старости книгу и погрузился в предисловие романа. Меня сразу подкупило чувство юмора автора, живость его языка и современность взглядов.
Но впечатлила меня более всего мысль автора о судьбе кинематографа. Он пишет:
"...По мере того как кинематограф становился наиболее популярной формой развлечения во всем мире, запас фабул и интриг, накопленный мировой беллетристикой, стал быстро истощаться. Какая-нибудь одна кинокомпания с помощью двух десятков режиссеров способна экранизировать все литературное наследие Шекспира, Бальзака, Диккенса, Скотта, Золя, Толстого и десятков менее плодовитых писателей. А поскольку на свете сотни кинокомпаний, нетрудно сообразить, как скоро они могут столкнуться с нехваткой сырья, из которого фабрикуют кинокартины.
Право на экранизацию всех романов, рассказов и пьес, издаваемых или подлежащих изданию определенными издательствами или лицами, уже давно куплено и зафиксировано договорами; если же попадается материал, право собственности на который истекло за давностью лет, то он экранизируется с такой же быстротой, с какой матросы, очутившись на берегу, усеянном золотым песком, набросились бы на самородки. Тысячи сценаристов - точнее будет сказать десятки тысяч, ибо нет такого мужчины, женщины или младенца, которые не считали бы себя вполне созревшими для написания сценария, - итак, десятки тысяч сценаристов рыщут по литературе (как охраняемой авторским правом, так и не охраняемой) и хватают журналы чуть ли не из машины, в надежде поживиться какой-нибудь новой сценкой, фабулой или историйкой, придуманной их собратьями по перу.
Кстати, справедливость требует отметить, что совсем недавно, в те дни, когда сценаристов еще не очень уважали, они надрывались в поте лица за пятнадцать-двадцать долларов в неделю, а случалось, что прижимистые директоры платили им и поштучно: десять-двадцать долларов за сценарий, да еще в пятидесяти случаях из ста не выдавали сценаристам и тех грошей, которые им причитались; бывало и так, что товар, украденный сценаристами, в свою очередь, крали у них не менее бессовестные и беззастенчивые люди, работающие в штате. Так было только вчера, а сегодня я знаю сценаристов, которые имеют по три машины и по два шофера, которые посылают своих детей в самые дорогие школы и вообще обладают устойчивой платежеспособностью..."

А теперь внимание, господа: это 1916 год! Еще 99 лет назад автор предрекал острый кризис в кинематографе, который сейчас стремительно набирает обороты, о котором говорил еще Лукас да и не только он. Тут также следует добавить, что помимо кризиса идей большой экран заодно получил и кризис морали и системы ценностей.
Что ж, начало неплохое, но то было предисловие к роману, далее следует сама история и, насколько мне известно, сюжетные линии в фильме и в книге несколько различаются: в ленте Акатава (см. фото выше, в плюмаже из перьев) выходит замуж, а в оригинальной истории она погибает. А жаль. Есть такие подозрения, что Жигунов, как и BBC, все же превзошел кинолентой автора книги. Впрочем, ознакомлюсь с романом полностью - будет что сравнивать.