Решил я устроить себе кинонеделю: посмотреть несколько свежих и относительно свежих фильмов и один анимационный фильм.
Начал с "Прибытия" (2016). Студии: 21 Laps Entertainment, FilmNation Entertainment, Lava Bear Films



Надо заметить, фильм произвел на меня в целом положительное впечатление прежде всего хоть какими-то зачатками нетривиального подхода в жанре фантастики. Вместо злобных инопланетан-мозгоедов (хотя "Война миров" Уэллса тоже имеет право на существование, вспомним, какой нравоучительный конец настиг пришельцев) мы увидели пришельцев невраждебных, открытых для контакта, готовых к обмену информацией. Довольно интересно было наблюдать за работой главного персонажа - ученой-лингвистом, которая постепенно раскрывала тайны письменности братьев по разуму, приходя на собственном опыте к выводу, что каждый язык - это своего рода шифр, который определяет наше мышление и даже последовательность оного. Особенно это коснулось времени, временнОго мышления и его связи с письменностью. Для меня тема лингвистики оказалась особо интересна, потому что имеется собственный экспириенс в отношении турецкого. При всей изощренности английского в плане количества времен, структура построения предложения все же довольно близка к индо-европейским языкам, в том числе и русскому, чего не скажешь о языках османов. Турки мыслят и разговаривают несколько иначе. Структуру построения предложения можно сравнить с речью того же Йоды, только "зеркальный принцип" выражен еще ярче. Например, рядовое предложение "я не доктор" на турецком звучит как ben doktor degil. Дословно: я доктор не(т). То есть отрицательная частица лепится в самый конец предложения, а когда предложение оказывается довольно длинным, то это усложняет для меня понимание, ибо иногда даже не поймешь, к чему это "не" относится. Да и вообще, для нашего мышления довольно странно лепить отрицательную частицу перед точкой. Аналогичная ситуация в турецком языке бывает с глаголом с отрицательной частицей "не хочу", который чаще встречается также в конце предложения. Так даже Йода не выражался.
К слову, в азербайджанском, думаю, тот же принцип, ибо языки поразительно похожи.
С инопланетянами пошли дальше: так как издаваемые ими звуки вообще никто распознать не мог, решили осваивать письменность, в которой не было нашего понимания последовательности времени (возможно, поэтому в основе их письменности всегда был круг), и вот тут начинают развивать весьма сомнительную теорию, что такой стиль мышления, определяющий в свою очередь лингвистику инопланетян, позволяет видеть будущее равно, как и прошлое...



Более того, по мере развития сюжета выясняется, что гости "оттуда" и прилетели с этой целью на Землю: поделиться опытом, сообщить, что есть возможность предвидеть будущее и использовать его как оружие (вот из-за этой маленькой лингвистической ошибки корабль алиенов был подорван тупоголовыми злостными военными США). А позже у главной героини, изучающей их "иероглифы" а-ля кофейные следы от чашки, вообще начались сплошные видения из будущего, из-за чего монтаж фильма начал напоминать нарезку пьяного монтажера.
Ну, вот это нонсенс. Если руководствоваться такой логикой, то изучение турецкого тоже должно было бы привнести мне какие-то телепатические способности или, скажем, возможность передвигать предметы на расстоянии, или устроило бы мне какой-нибудь хроновыверт, но ничего этого не произошло. Да, мозг выворачивало с непривычки от их аффиксов и "не" в конце предложения, но потом это прошло, отчасти в силу колоссальной гибкости русского, компенсирующего такого рода вещи.
А еще не понял я, на кой ляд, собственно, они прилетали? Поделиться этим знанием? Но зачем? Чтобы дать нам возможность видеть будущее? Зачем?.. Чтобы объединить хомо сапиенсов для совместной работы и установления мира на Земле? Но зачем это им?? Представьте ситуацию, когда два южно-африканских племени начинают бросать друг в друга копья в попытке разделить тушу убитого зверя. И вот, небеса разверзлись, и лихие "каварелисты" военного блока НАТО в шлемах и бронежилетах спустились на грешную африканскую землю, выжженную солнцем, стремясь примирить аборигенов и дать им свои знания... Смешно выглядит, не так ли? Сразу становится очевидной незаинтересованность НАТОвцев и непредсказуемость дикарей в силу низкого развития интеллекта. Точно так же смотрится ситуация с представленными в ленте пришельцами. Разве что какие-то неизвестные нам личные причины побудили их пойти на контакт, например, одиночество, стремление взаимодействовать с людьми, чтобы вышить, и т.п.
Но в итоге эстеблишмент крупнейших стран повел себя, как те самые дикари, поэтому инопланетяне развернули свои "эллипсоиды" и растворились в облачном тумане.
Зато мне понравился фокус с гравитацией внутри кораблей. В свое время я очень увлекался ОТО Эйнштейна, квантовой физикой и астрофизикой, поэтому смотрел на происходящее прикусив от любопытства язык. Но осмелюсь высказать свою точку зрения: сие невозможно. Ибо для гравитации нужна материя и в немалом количестве. Соответственно гравитация внутри корабля не может "перебить" гравитацию планеты. И виртуальные квантовые дыры тут тоже не помогут. Гравитационное поле не носит дисперсионный характер, ибо распространяется с помощью тех же самых гравитационных волн, а значит, оно не может внутри корабля развернуться на 90 градусов, ну, не она, а вектор/градиент гравитационного поля... Другое дело, если подразумевался иной континуум на входе в корабль... Но иной континуум означает иные основы физических законов, а человеки на себе этого не ощутили, кроме как смену гравитации. Как бы то ни было, рассматривать происходящее стоит с позиции квантовой физики, но гравитация изучена хуже всех остальных форм основных взаимодействий в нашей Вселенной, квантовая теория гравитации вообще только на стадии разработки, поэтому не буду гнать псевдонаучную пургу, просто отмечу, что идея с "поворотом" гравиполя понравилась, выглядело впечатляюще, хотя лично для меня и неубедительно.
Из плюсов фильма стоит отметить то, как развивались отношения между разнополыми главными персонажами, двумя учеными: это было ненавязчиво, спокойно, крайне естественно, без животных инстинктов, без эйфории и непродуманных порывов, это не перебивало собой основную сюжетную линию, касающуюся братьев по разуму, но в итоге сыграло немалую роль.
Что касается выбора героини - пойти своим путем, несмотря на то, что печальный исход заранее известен... Это личное дело каждого, но я бы таким путем не пошел. Не вижу смысла строить дом, если заранее знаю, что он рухнет.
Фильм в целом произвел хорошее впечатление, рекомендую к просмотру.