Интересная поездка в европейскую часть Стамбула вчера была. Собственно, понесло нас туда ради Галатской башни, русской православной церкви, а также в целом для ознакомления с районом Каракёй.
Сначала полчаса на метро (уже без водителя состава, нас вез компьютер), потом пересечение Босфора на судне и уже видна знаменитая Галатская башня, построенная еще вроде бы во времена Константинополя да расширения Османской империи (XIV в.).



Говорят, с ее вершины, где, кстати, расположился еще и ресторан, открываются потрясающие виды на Стамбул, но когда мы увидели у подножья башни внушительную очередь из туристов, решили не задерживаться.

Район вокруг оказался весьма специфичным: изобилие старых построек, жмущихся друг к другу до степени абсурда. С учетом того, что верхние этажи выступают над нижними, окна противоположных домов расположены настолько близко друг к другу, что, кажется, если жильцы протянут друг другу руку, то смогут дотянуться (см. фото ниже).



Естественно, при такой плотной постройке улицы превратились в бесконечный, временами темный лабиринт, по которому мы начали бестолково наворачивать круги в поисках церкви.
Необходимо отметить, что район сей начал более интенсивно застраиваться в период активной миграции дворянства в разгар революции 1917 года. Здесь довольно быстро образовалась большая русская диаспора, которая затем так же быстро рассосалась (основная масса эмигрировала в Штаты), и теперь, когда я вижу этот район, я понимаю почему - жить в таком муравейнике, где соседское окно, как говорится, можно открыть собственной рукой, где мало солнечного света и теснота, просто невозможно. И даже пятиминутнaя удаленность от набережной Босфора не спасет ситуацию, т.к. муравейник не перестает от этого быть муравейником. А теперь помножьте это на факт того, что Ататюрк создал светскую Турецкую республику, уравняв женщин и мужчин в правах, только в 20-х годах (и тогда же ввел латиницу), и вы поймете, как тяжело в 17 году было эмигрантам.

На фото: облагороженные ресторанчики.


Отправившись на поиски подворья православного Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне, предварительно я уже кое-что отыскала в сети и вроде была психологически готова к тому, что увижу. Но как показывает опыт, я обольстилась на свой счет. Я уже знала, что церквушка находится на 6 этаже жилого дома, который в свое время построили эмигранты, и что опознать с улицы ее можно разве что только по луковице с крестом, нелепо взгромоздившейся на крыше типичного для того времени жилого дома, весьма напоминающего питерский дом довоенной постройки.

Фото не мое:


Так вот, предвидеть упадок и разруху трудно. Фото не мое:


Здание оказалось в плачевном состоянии, со всех сторон, как мухами, облеплено кафешками и ресторанами туристов и местных ради. Фото наше.



Мы кружили у здания , пытаясь понять, где вход, пока одна русскоязычная мигрантка из Украины не попросила нас следовать за ней. Но сперва она настоятельно предложила зайти к ней домой (живет она тут же), а потом подняться к церкви на 6 этаж. Мы поднялись по массивной лестнице а-ля Питер и немного помялись у ее двери. Она снова настойчиво пригласила, мы наконец вошли и оторопели. Это была нищета на 10 квадратных метрах - обветшалые стены, увешанные иконами, старый диван, маленький телевизор, пожелтевший холодильник и какой-то намек на кухню (просто стол с микроволновкой). С'емку я не могла вести по этическим соображениям.
Как выяснилось, туалета у нее нет - он один на весь этаж далее по коридору, ванны/душа нет - мыться она ходит куда-то в соседний дом. И в таких условиях она живет в эмиграции вот уже 18 лет...
Она предложила нам кофе, но мы отказались. Видимо, страдая от одиночества, она начала рассказывать о своей жизни, параллельно кляня русскими матюками украинского президента и правительство, войну и т.п. Она почему-то наивно считает, что должен прийти великий спаситель Путин, разнести Порошенко и его свору, расстрелять их и отобрать ими наворованное, дабы вернуть добро украинскому народу, на что я осторожно ответила, что Путин не будет развязывать войну именно из-за украинского народа, дабы его не уничтожили окончательно, хватит и Донбасса...
Вообще, господа, было бы смешно, если бы не было так грустно...
Вскоре мы покинули ее комнатушку и пошли к лестнице. Проходя мимо одной открытой двери я увидела заброшенную комнату с частично провалившимся полом, где сушилось белье... Упадок, разруха, небезопасное сушествование - такого вы не увидите в туристических путеводителях по Стамбулу, друзья.

Затем мы поднялись к двери церкви, которая ожидаемо оказалась закрыта. Неожиданностью стали колокола под потолком под'езда. Фото наше.



Пишут, внутри чисто и проведен косметический ремонт, внешне классическая руская церковь с иконостасом и свечами, но подтвердить не могу, т.к. служба проводится раз в неделю, попасть фактически нереально, т.к. далеко.

Участь этой церквушки может быть печальной: во-первых, зданию грозит снос, а в новом мусульмане точно уже православную церковь организовывать не будут; во-вторых, сейчас идет своя грызня, прости, Господи, между патриархатами, усугублення расколом православной церкви, организованным Константинопольским Архиепископом патриархом Варфоломеем (в новостях постоянно обсуждают).
Юридически церковь еще русская, по факту уже не совсем (претендуют Константинополь и Греция).
Поблизости было еще несколько православных церквей в чуть более лучшем состоянии хотя бы потому, что у них имеется свое здание и, возможно, подворье, из чего можно сделать вывод, что это уже не московский патриархат. Впрочем, вывески только убедили меня в этом.
Таким образом можно констатировать, что положение русской православной церкви в Турции совсем плачевное и может стать еще хуже. Гонений нет, но и поддержки со стороны государства - ноль. Туркам неведома многоконфессинальная система, 98% населения - мусульмане.
А условия проживания мигрантов могут весьма разниться, доходя до ужасаюшего. Хотя, так ли плохо этой украинке, коли на Родину возвращаться не хочет? - вопрос сложный.