Попалась мне зимой на глаза в одной из телеграм-лент интересная статья, вызвавшая в свое время шквал праведного гнева среди людей, профессионально работающих с продуктами Адоба.
А случилось вот что: то ли из-за приступа жадности, то ли в погоне за лидерство в отношении развития и обучения ИИ решил Адоб поменять правила пользовательского соглашения: "Компания дополнила его пунктом о том, что разработчик получает сублицензию на использование, воспроизведение, публичный показ, распространение контента и создание новых работ на его основе". Перевожу на русский: Адоб захотел полный доступ ко всему контенту, который пользователь создает на основе продуктов этой компании. При этом пользователи, которые не примут новые правила, не смогут пользоваться софтом Adobe, даже если они оплатили подписку. Компания заблокирует им доступ к своим онлайн-сервисам, без которых Photoshop и Premiere нормально работать не могут. Это следует из текста обновленного пользовательского соглашения.
Бурную реакцию профессиональных юзеров понять легко, некоторые даже отказались от уже купленной подписки и не стали ее продлевать. Поняв, что запахло жареным, Адоб развернул оглобли и смягчил политику, насколько именно - не знаю. Это все равно головная боль тех, кто покупает у них лицензию за бешеные бабки. Но эта статья натолкнула меня на размышления о том, каким может стать наше общество в будущем. Пофантазировать и развить данную тему можно в антиутопии, но, как говорится, все уже написано до нас - тут я вспоминаю роман-антиутопию «Мы» Евгения Замятина, которая была включена у нас в школе в рамках внеклассного чтения. Однако с момента прочтения прошло столько лет, что я с трудом могла что-либо вспомнить. Дабы понять, насколько велик риск идти по проторенной дорожке, я решила перечитать эту антиутопию.
Вообще, не понимаю, на кой ч**рт такое надо было включать в школьную программу, я все равно тогда далеко не все поняла. Роман был под запретом до 1988 (!) года, демонстрирует абсолютно оболваненное, обезличенное, отупевшее общество тоталитарного режима. И все это под налетом какого-то стим-панка, но это, полагаю, невольный результат написания романа в 1922 г., когда технологии были далеки от современных. Слишком часто (для школьного чтива) в нем поднимается вопрос взаимоотношения полов, слишком много у ГГ (нумер Д-503) внутренних психологических колебаний, психических отклонений, мигреней, страха, галлюцинаций и вообще бреда. Само по себе произведение оригинально и повлияло в последствии на творчество многих известных писателей, однако оно оказалось далеко от моей задумки. Если в конце антиутопии население через насильственные операции на мозгу превращают из оболваненного в окончательно зомбированное, то у меня в сюжете предполагалось все же более-менее трезвомыслящее, технически развитое общество, лишь отчасти смирившееся с "тоталитаркой" технократичного режима, отчего периодически вспыхивают беспорядки, появляются неблагополучные районы в городе, есть подполье и т.д. и т.п. Вопрос: в какую сторону покатит поднявшаяся волна? Отдельно хотелось развить тему программ по контролю населения в свете тоталитарно-технократичного режима - и все это через призму мировоззрения главного героя и его родных и близких. И все же, боюсь показаться неоригинальной, ведь Замятин и многие писатели после него уже поднимали вопрос существования тоталитарного общества, поэтому для себя решила: напишу - хорошо, ведь для меня это экспириенс в новом жанре; не напишу - не критично.
А что думают мои читатели на сей счет?
А пока сгенерировала иллюстрацию, хорошо передающую атмосферу города, в котором должны развиваться события. Но вообще, если осилю роман, то хотелось бы обложку в исполнении Фокса.